Когда мы работаем* с семейной парой, мы часто спорим друг с другом о том, была та или иная сессия с клиентами «гештальтистской» или нет? В таких спорах каждый из нас приводит цитаты из своих любимых книг, и постепенно нам стало ясно, что у мэтров нет единого мнения о том, как правильно работать с семьей сточки зрения гештальт-подхода. Осознав это, мы набрались смелости изобрести свои методы и приемы работы с семьей, частью из которых и хотим поделиться в данной статье.
«Я стараюсь» - это весьма частое слово в лексиконе созависимых.
«Я стараюсь быть хорошей женой...матерью...сотрудником...другом...»
...«Иногда у меня так зашкаливает злость, так хочется ее выразить...
Но я вспоминаю о том, что с мужчиной нужно быть женственной, и я стараюсь быть именно такой».
...«Я стараюсь всем нравиться.
Реабилитация динамической концепции личности в гештальт-терапии
Три фазы динамического цикла контакта
Исходной публикацией, в которой описана концепция, считается статья «Динамическая концепция личности в гештальт-терапии» опубликованной в сборнике «Гештальт 98», в которой Д.Хломов кратко описывает основные положения концепции, основанной на лекциях Стивена Шона, с удачным использованием метафоры трехглавого дракона. Встречается указание авторства данной концепции, как концепция Стивена Шона / Данилы Хломова. Концепцию можно рассматривать наряду с другими (цикла контакта, функциями селф, структура невроза и др.) как одну из базовых рабочих концепций гештальт-терапии.
Бывало ли в вашей жизни так, что ваши отношения с партнером становились более похожими на игру в догонялки? Партнер убегает от близости и обязательств, а я догоняю: пытаюсь доказать свою любовь и добиться взаимности. Или партнер постоянно покушается на мою свободу, пытаясь затянуть меня в цепи обязательств, а я скрываюсь бегством за многочисленными выдумками «Почему сейчас не время и почему все равно ничего не получится». Убегающий и Догоняющий. Вечная драма несчастливой любви. Уже давно известная, но до сих пор неразрешенная.
Современный клиент: что ему нужно?
Известный факт примерно столетней давности гласил, что для психоанализа наиболее пригодны для так называемые YAVIS–пациенты:
Изменилось ли что-нибудь за эти 100 лет?
"У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не представляемые ими объекты" (Э. Берн)
Хороший контакт с реальностью – условие адаптации к ней и важнейший критерий психического здоровья. Данный тезис является аксиомой во многих психотерапевтических направлениях, ориентированных на контакт. Однако в понятии контакта «встречаются» две реальности – объективная и субъективная, мир и его образ.
Что такое «картина мира»? Вопрос не очень простой, потому что говоря о ней в целом, мы все равно можем охватить лишь ее отдельные аспекты. По сути, все науки, все религии, все системы знаний и верований – отражение картины мира, которая к этому самому миру несводима.
Так, например, мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца. А вот крестьянину это совсем не важно, потому что он точно знает: солнце встает на востоке, проходит свой путь и вечером садится за горизонт на западе. В его картине мира Солнце вращается вокруг Земли – и даже не всей планеты, а конкретно вокруг его личного земельного участка.
В самом деле, насколько реально изменить судьбу?
Еще в древние времена наши предки создавали различные теории, доктрины, мифы о предопределенности человеческой жизни. Многие наивно полагали, что боги управляют каждым их шагом. Другая древняя система астрология убеждала в том, что судьбы людей зависят от расположения звезд на небе. В античности бытовало понятие рока, и если он овладевал человеком, то бедняга якобы был обречен.
Мое желание проживать счастливую жизнь так же сильно и естественно, как потребность в воздухе, пище и воде. Если вы понимаете, о чем я, то пара простых действий, описанных чуть ниже, смогут значительно продвинуть вас в получении желаемого.
Глупо отрицать, что возможность стать любимой зависит не только от поведения женщины. Немалую роль здесь играют так же совместимость характеров, соответствие внешности, голоса женщины и т.д. какому-то заложенному мужчине природой образу, в который он может или не может влюбиться в принципе, а так же какая-то доля удачи.