"У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не представляемые ими объекты" (Э. Берн)
Хороший контакт с реальностью – условие адаптации к ней и важнейший критерий психического здоровья. Данный тезис является аксиомой во многих психотерапевтических направлениях, ориентированных на контакт. Однако в понятии контакта «встречаются» две реальности – объективная и субъективная, мир и его образ.
Что такое «картина мира»? Вопрос не очень простой, потому что говоря о ней в целом, мы все равно можем охватить лишь ее отдельные аспекты. По сути, все науки, все религии, все системы знаний и верований – отражение картины мира, которая к этому самому миру несводима.
Так, например, мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца. А вот крестьянину это совсем не важно, потому что он точно знает: солнце встает на востоке, проходит свой путь и вечером садится за горизонт на западе. В его картине мира Солнце вращается вокруг Земли – и даже не всей планеты, а конкретно вокруг его личного земельного участка.
Примерно в течение полувека, т.е. большую часть своей профессиональной жизни, Фредерик Перлз находился в конфликте с психиатрическим и психологическим истеблишментом. Он работал бескомпромиссно в своем собственном направлении, которое часто вступало в борьбу с представителями более общепринятых взглядов. Тем не менее, в последние несколько лет, Перлз и гештальт-терапия приходят к гармонии со все более увеличивающейся частью теории психического здоровья и профессиональной практикой. Эта перемена произошла не в следствие того, что Перлз изменил свою позицию, хотя его взгляды и претерпели некоторую трансформацию, но потому, что тенденции и представления окружающего мира, стали более близкими к нему и к его работе.
Невыносимая психическая или душевная боль, ведущая к страданию, является выражением утраты смысла жизни (от книги Иова через Серена Кьеркегора к Мартину Хайдеггеру и Людвигу Бинсвангеру) и возникает при столкновении с ситуациями изоляции, одиночества, свободы или умирания. Именно она превращает вопрос о жизни или смерти в центральную проблему философии (в концепциях Альбера Камю и Жана-Поля Сартра), литературы (от древнеегипетского «Спора разочарованного со своей душой» до поэзии Райнера Мария.Рильке и Дэвида Лоуренса) и является важным аспектом психотерапии и консультирования клиентов с суицидальными тенденциями (от Зигмунда Фрейда до Ирвина Ялома и Эдвина Шнейдмана).
Личность гештальт-терапевта формируется в профессиональном сообществе на основе единства и взаимосвязи трех процессов: теоретическое обучение, включающее в себя философское, методологическое, техническое и процедурное знание, получаемое в группе (я не очень верю в самостоятельное изучение гештальт-теории по книжкам ), а также формирование языка анализа опыта, личная терапия (индивидуальная и групповая) и супервизия (индивидуальная и в группе). Интегрирующей системой всех перечисленных процессов выступает практика, которая всегда носит отпечаток личности терапевта, его профессионального самосознания.
Созависимые отношения: жизнь без границ
Вы узнаете о том, что вы зависимый человек тогда, когда, умирая, обнаружите, что перед вами промелькнет не ваша собственная, а чья-то чужая жизнь.
– Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
– Не пей, братец, козлёночком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком…
Русская народная сказка
Сейчас, в этой короткой статье, я постараюсь объяснить Вам основные положения динамической концепции личности в гештальт-терапии. И я сам, и довольно большая группа гештальт-терапевтов и тренеров использует эту систему в практической работе для понимания феноменологически (здесь-и-теперь) присутствующих реакций пациента и собственных ответных реакций в процессе психотерапии, супервизии или работы с группой.
Современный человек живет на низком уровне жизненной энергии. Хотя в общем он не слишком глубоко страдает, но при этом он столь же мало знает об истинно творческой жизни. Он превратился в тревожащийся автомат. Мир предлагает ему много возможностей для более богатой и счастливой жизни, он же бесцельно бродит, плохо понимая, чего он хочет, и еще хуже - как этого достичь. Он не чувствует возбуждения и пыла, отправляясь в приключение жизни.