Женские возрастные переходы и кризис идентичности. Романова И.Е.

Круг проблем, с которыми женщины разного возраста обращаются за психотерапевтической помощью, включает в себя жалобы на сложности в женско-мужских отношениях, семейные и сексуальные проблемы, и связанные с этим соматизацию, депрессивные состояния, нарушения адаптации. Подобные состояния психологи относят к кризисным. В психологии кризис понимается как острое эмоциональное состояние, возникающее при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека.

Если обратиться к теории, то кризис – это нормальный этап в жизни каждого человека, принято выделять возрастные кризисы и нормативные семейные кризисы, и их прохождение позволяет продвигаться на новый уровень развития. Однако, в определенных ситуациях он может сопровождаться дезадаптивными реакциями. Суть в том, что человек не может преодолеть кризис способами, известными ему из прошлого опыта. Необходима интеграция нового опыта, освоение нового ролевого репертуара.

Формирование женской идентичности так же протекает через кризисы, и одним из существенных аспектов здесь становится возраст, на каждом возрастном этапе решаются разные задачи. Девочка, девушка, женщина, старуха, все эти этапы связаны с осознанием  и принятием (или непринятием) своей женственности, отличия от мужчин, сексуальности. Часто этот процесс проходит довольно болезненно.

Кризисы взрослости являются наиболее противоречивым объектом психологического анализа. Отечественная психология кризисы взрослости практически  не рассматривает. В западной психологии взгляды на кризисы взрослости являются разнообразными и часто противоречивыми. Существующие возрастные периодизации (Эриксон, Фрейд, Пиаже, Эльконин и другие) отличаются подробностью описания кризисных переходов детского и подросткового возраста, этапы становления и развития взрослого человека грешат схематичностью и поверхностностью. В кризисах ранней и средней взрослости описываются кризисы 30 лет и, более подробно, кризис середины жизни или кризис 40 лет. Наиболее противоречивые оценки возрастного развития касаются так называемого кризиса середины жизни. Этот термин был введен Левинсоном, который рассматривал его как переходный период от эры ранней взрослости к эре средней взрослости. Во время переходного периода прежняя структура жизни подвергается сомнению и разрушается, а ее место должна занять новая, характеризующая уже следующий этап жизни человека.  Представление о кризисе середины жизни стало популярным и общеупотребительным при изучении возраста 40-45лет. Приведем в качестве примера две различные периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.[Цит. по 7, стр. 54].

Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Шарлотта Бюлер делает акцент на зрелости – времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.

Возраст    Психологическое содержание возрастного периода
До 16-20 лет    Нет семьи, профессии, жизненного пути
От 16-20 до 25-30 лет    Предварительное самоопределение, выбор супруга
От 25-30 до 45-50 лет    Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация
От 45-50 до 65-70 лет    Стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей
После 65-70 лет    Старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность

Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса – 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.

Возраст    Психологическое содержание возрастного периода
16-22 года    Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома
23-28 лет    Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни и работе. Встреча со спутником жизни, заключение брака
29-32 года    Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново
33-39 лет    «Буря и натиск», как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным
40-42 года    Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена
43-50 лет    Новое равновесие. Привязанность к семье
После 50 лет    Семейная жизнь, успехи детей – источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного

Следует отметить, что описание возрастных кризисов взрослости не акцентирует внимание на гендерных различиях в протекании и преодолении таких кризисов, вместе с тем кризисы у мужчин и женщин протекают по-разному, наполнены разным содержанием, так как жизненные задачи у представителей разного пола – разные.

Первичное осознание своего пола происходит в возрасте около трех лет.  В традиционных культурах обычно к этому приурочены обряды первого возрастного перехода, смысл которого заключался в том, что ребенок, который до сей поры был бесполым дитем должен был понять, кто он – мальчик или девочка, и соответственно какие задачи – мужские и женские ему предстоит решать.

Жизненные задачи женщины всегда были связаны с репродуктивной функцией. Возможность рожать, вскармливать и взращивать потомство, продолжать род всегда были не только основой личного счастья, но и большой социальной ценностью. Общество «настраивало» своих членов для выполнения задачи продолжения рода, рождения и воспитания здоровых детей. Для решения этой задачи в традиционных культурах издревле существовали специальные обряды инициаций, способствующие не только полоролевой идентификации, но и помогающие перейти с одного возрастного этапа с его задачами развития на следующий.

Современная женщина, вынужденная самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, достигшая определенных успехов в карьере и образовании, воспитывать детей в одиночку приобретает признаки маскулинности, что приводит к определенному диссонансу в отношениях с излишне феминными современными мужчинами. В результате женщины действительно часто очень болезненно переживают одиночество, неудачи в личной жизни, невозможность построить удовлетворяющие отношения. Все это можно рассматривать как кризис идентичности. Мы видим одну из причин нарушений женской идентичности в отсутствии в современной культуре инициаций.

Этнографические данные позволяют судить о том, что практически во всех культурах существовали ритуально оформленные инициации  (от лат initio- начинать, посвящать в таинство), специальные обряды, позволяющие совершить переход от одного статуса в другой, сменить возрастную или социальную группу. Современная женщина таких экзистенциальных переходов не совершает, формально она превращается, например, из девочки в девушку, но полной идентификации не происходит.

В настоящее время значительно вырос интерес к народным обычаям как среди исследователей, так и среди «просто любопытствующих». Наряду с движением феминисток мы можем наблюдать большую активность женщин, особенно молодых мам, отстаивающих свою потребность быть счастливыми в семье, материнстве, «естественном» развитии, правда, к большому сожалению, иной раз эта активность граничит с фанатизмом. Безусловно, любые крайности приносят больше вреда, чем пользы, однако в целом стремление вернуться к «своим корням» является позитивным фактором.

Рассмотрим основные женские возрастные переходы и их содержание в половозрелом периоде.

Первым таким переходом становится вхождение девушки в возраст невесты, «славутницы». Девочка становится девушкой, она уже многое умеет, знает как управляться с хозяйством, умеет рукодельничать, ее девичья красота расцветает и начинается не очень долгий период, когда необходимо найти себе партнера для создания семьи и выйти замуж. Если мы обратимся к фольклорным источникам, то ни в песнях, ни в сказках мы не найдем ни слова про любовь, девушки пели и гадали про «суженого», про жениха. Выход замуж был важным этапом в жизни женщины, такой шаг делается один раз и на всю жизнь, разводов просто не существовало, поэтому от того, насколько правильно сделан выбор зависела судьба женщины, ее материальный достаток и счастье. Но прежде чем появится жених, нужно было заявить миру о своей готовности стать женой. Период славутности наступал лет в 14-15 (собственно, отправной точкой служило появление месячных) и продолжался около пяти лет, должен был закончиться замужеством. Девушек в этом возрасте называли невестами (буквально – неизвестными) и славницами.

«Девушки "в самой поре" обладали, по мнению русских, особым свойством - "славутностью", благодаря которому они нравились представителям противоположного пола и вообще всем людям. "Славутность" - было довольно сложное понятие, включавшее в себя целый набор качеств: приятный внешний облик, обаяние, умение хорошо одеваться, вести себя по правилам, принятым в обществе, и, конечно, "честное" имя. "Славутность" считалась свойством, которое расцветает вместе с девичеством. Однако лишь некоторые счастливицы обладли высокой "славутностью", что позволяло им активно участвовать в любовной игре, составлявшей суть жизни молодежи, и выйти замуж за достойного человека.» - пишет И.Шангина в книге "Русские девушки" [11, стр.24].

Славутность предполагала не только внешнюю красоту, но и красоту душевную, хорошую славу о девушке, ее умение хорошо вести себя в обществе, приветливость, хозяйственность,ум, покладистость. Родительская семья всеми силами способствовала тому, чтобы поддержать девичью «славность», девицу наряжали, украшали, иной раз в семье продавали корову, чтобы купить дочери наряды. Славутность была не только периодом освоения собственной сексуальности, но и налагала на девушку большую ответственность. Ей предписывалось «блюсти себя», сохранять честное имя и не утратить девственность до свадьбы. "Славутность" предполагала безупречную репутацию.

Что переживала девушка в этот период? Это и высокая тревога, связанная и с новым образом своего тела, и с ожиданием «выберут»-«не-выберут», с трах неведомого, и возбуждение. Это период женской конкуренции и обучение самоконтролю. В это время девушка, сравнивая себя с товарками, сомневается и оценивает себя. Конкуренция возникает и с матерью, девушка учится именно у нее быть женщиной, чувствует свою возрастающую силу, пугается ее и радуется ей.

Современные девушки «славутного» возраста (а нынче этот возраст продлился в силу социальных причин) приходят на терапию с темой самооценки, принятия себя, страха близости. В современном обществе изменились требования и ожидания к девушкам, им приходится получать образование, выбирать профессию, строить карьеру. Практически  каждая имеет опыт критики со стороны матери, касающихся внешнего вида и манеры одеваться, опыт запретов в поведении. Здесь подростковый кризис развития, нормативный семейный кризис тесно переплетается с кризисом женской идентичности.

Но вот этот период пройден, жених найден, девушка просватана. Следующий переход маркируется свадьбой. Этот переход является одним из самых важных, и если современная цивилизация размыла многие традиции, то традиция свадебного ритуала сохраняется у всех народов и во все времена.

Свадебные обряды, несмотря на некоторые современные новшества, в целом сохраняют традиционную схему неизменной и идентичны похоронным, только выполняются зеркально. Это символическая смерть – невеста умирает как девушка, как представительница своего рода, переходя из «неведомого» состояния в «ведающее», и возрождается в качестве женщины в семье своего мужа. Во время свадьбы переплетаются косы и навсегда скрываются головным убором, с этих пор женская сексуальность не демонстрируется посторонним, она только для мужа. С этих пор жена будет продолжать род мужа, и целиком принадлежит ему, меняя фамилию. Умирать страшно и ужасно, и не случайно свадебные обряды сопровождаются оплакиванием невесты, прощанием с ней. Психологические аспекты переживаний в сконцентрированном виде описаны в мифе о Психее.

В этом переходе очень важно благословение и принятие молодухи свекровью. Запросы на терапию в этот период часто связаны с темой конфликта свекровь-невестка, мы не будем на этом сейчас останавливаться, это отдельная большая тема.

Выйдя замуж молодая женщина еще не достигла главного, она еще молодуха, и пройдет некоторое время, пока будет приобретен новый статус – статус «бабы», полноценной женщины. Этот статус приобретается только вместе с материнством. Само значение слова «бабить» - повивать, помогать в родах.  Любопытен тот факт, что на уровне обыденного сознания очень ценится рождение мальчика, сколько семейных и личных трагедий развернулось на фоне «ждали мальчика, а родилась девочка». Вместе с тем, в большинстве регионов считалось, что, родив первенца-мальчика, женщина продолжает быть молодухой, а вот бабой становиться только если рождается девочка, потому что именно девочка – животворящая сила, продолжение жизни рода и жизни вообще.

Стать бабой – особая гордость для женщин, после первых родов этот переход маркируется заменой яркой одежды на более скромную и практичную и новым головным убором – рогатой кичкой. Чем плодовитее женщина, чем больше у нее детей, тем выше рога у кички. В процессе терапевтической работы многие женщины отмечают именно момент родов как важное событие, которой связано с отчетливым ощущением своей женской идентичности, качественно нового состояния, полноценности.

Но бабий век не долог. В народе говорят –«бабий век – сорок лет». Этот возрастной переход связан с завершением репродуктивной функции, женщина перестает рожать, первые дети выросли и женились, появились первые внуки. Зачастую последний младенец является ровесником первого внука. Это еще не старость – женщина считается Большухой Большуха – вторая после главы семьи (Большака) фигура в доме, это старшая женщина-хозяйка. Большуха выпекала хлеб, готовила пищу на всю семью, распределяла работу между невестками и взрослыми дочерьми, "наставляла" и учила женскую половину семьи, следила за заготовкой и расходованием съестных припасов, наблюдала за чистотой и порядком в доме, следила за поведением взрослых незамужних дочерей и готовила им приданное. В случае смерти или болезни большухи её статус переходил старшей невестке в семье, уже родившей своих детей и признанной способной вести "большину". Этой женщине уже не положено носить кичку, голова покрыта платком.

Современная цивилизация сдвинула сроки перехода, и физиологически женщина еще в силе, и социально востребована, достижения спорта, медицины и косметологии позволяют сохранить красоту и внешнюю привлекательность. Вместе с тем, этот период переживается женщинами очень непросто. Казалось бы, дети выросли и не требуют ежедневного внимания, карьера построена, время освободилось и сил еще очень много. Но ощущение надвигающейся старости, снижение сексуальной конкурентоспособности на фоне выросших и заневестившихся молодых девушек, вызывают страх и тревогу. Многие клиентки описывают это как крах женской идентичности, как потерю, очень непросто психологически справиться с новым состоянием, к тому же оно часто совпадает с нормативным семейным кризисом «пустого гнезда». Способы современных женщин совладать с кризисом разнообразны – тут и попытки сохранить внешнюю молодость с помощью пластических операций, и всплеск сексуальной активности, когда женщины заводят себе молодых любовников, и гиперопека выросших детей, активное вмешательство в их семейную жизнь. Особенно остро это происходит у женщин, чья личная и семейная жизнь была не очень счастливой. Все эти способы деструктивны. Пока не произойдет внутреннее принятие своего нового состояния, пока не интегрируется женский опыт, движение дальше невозможно. Исход этого кризиса бывает разный – либо обретение новой силы, мудрости, спокойствия и самоидентичности, либо стагнация и проваливание в «старуху». Существенное значение имеет авторитет женщины в семье, готовность младших женщин перенимать ее опыт.

В литературе практически нет описания ритуалов, облегчающих этот переход, но с большой вероятностью можно утверждать, что они исторически существовали.

Мы не касались в своей статье особенностей мужских возрастных переходов, которые так же маркированы особыми ритуалами.

Человеческая жизнь многомерна, и каждый возрастной этап содержит особую ценность как для индивидуального развития, так и для социума. В социуме существует возрастной символизм культуры, то есть система представлений и образов, в которых понимается и осмысливается индивидуальный жизненный путь и его возрастные этапы. Сюда входят и нормативные критерия возраста с указанием жизненных задач, и возрастные стереотипы, предписываемые нормы, возрастные обряды-ритуалы, помогающие прожить кризис перехода на другую возрастную ступень, возрастная субкультура. Возвращение к народным традициям и возрождение инициационных обрядов нам представляется одним из важных ресурсов психотерапевтической практики.

Литература:
1.    Абрамян Л.А.  . Первобытный праздник и мифология. – Ереван, изд-во АН Армянской ССР, 1983
2.    Забылин М. М. Праздники, обряды и обычаи русского народа / Забылин М. М. - М.: Эксмо, 2008.- 608с.
3.    Кон И.С. Сексуальная культура России. – М.,ОГИ, 1997
4.    Короткова М. Традиции русского народа /Короткова М. - М.: Дрофа-Плюс, 2008.- 96с.
5.    Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – С-П.: Паритет, 2003.
6.    Крайг Г.Психология развития.- СПб.: Изд-во «Питер», 2000
7.    Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс-ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с
8.    Мазалова Н.Е. "Состав человеческий": Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб,: Изд-во «Петербургское Востоковедение», 2001
9.    Пигарева С.И. Деевская свадьба.//Морфология обряда. Сборник докладов научно-практической конференции Заповедника народного быта.- Иваново: издательское товарищество «Роща Академии», 2008
10.    Романова И.Е. Женские кризисы: Инициационная терапия.// Профессиональная психотерапевтическая газета № 11, 2010 , Материалы Всемирного конгресса русскоязычных психотерапевтов «Языки психотерапии» (Москва, 8-10 октября 2010)
11.    Шангина И.И. Русские девушки. – СПб.: Азбука-классика, 2007, 352 с.

http://www.sviatky.ru/almanahfestivala/64-vzrosloe-i-vozrastnoe/294-zhenskie-vozrastnye-perexody-i-krizis-identichnosti.html