Индивидуальное психологическое консультирование

Вопрос определения целей консультирования зависит от потребностей клиентов, которые обращаются за психологической помощью, и специализации консультанта.

Однако, есть несколько универсальных целей психологического консультирования:

1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование способствует развитию личности.

3. Консультирование помогает сформировать поведение, которое повышает продуктивность и удовлетворенность жизнью, несмотря на неизбежные социальные ограничения.
4. Консультирование развивает навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами.
5. Консультирование помогает научиться эффективно принимать правильные, жизненно важные решения (через опыт взаимодействия с психологом и повышения уровня осознанности).
6. Консультирование развивает умение выстраивать и поддерживать долгосрочные комфортные межличностные отношения.
7. Консультирование  помогает находить способы проявления личной свободы клиента в условиях социальных и других ограничений.
8. Консультирование развивает способности клиента управлять собственными реакциями и своей жизнью в целом.

Значимым моментом в психологическом консультировании является создание "консультативного взаимодействия" между клиентом и психологом, формирование доверительно-принимающей, и, одновременно, рабочей обстановки, которая является необходимым условием изменений.

Специфические черты психологического консультирования:

  • консультирование ориентировано на людей, которые в целом чувствуют себя хорошо, но имеют ситуативные трудности или/и ставят перед собой цели дальнейшего развития;
  • консультирование исходит из постулата, что человек может изменяться и выстраивать удовлетворяющую его жизнь, не зависимо от любых ограничивающих условий;
  • консультирование ориентируется на настоящее и будущее клиентов;
  • консультирование обычно носит краткосрочный характер (до 15 встреч);
  • консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;
  • в консультировании ценно участие консультанта, но отсутствует навязывание его ценностей клиентам;
  • консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Этапы консультирования:

Исследование проблем. Консультант устанавливает контакт с клиентом и после достижения обоюдного доверия поощряет клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем, чувств, содержания высказываний, невербального поведения.

Определение проблем. Консультант помогает клиенту осознать и понять источники проблемы или в результате более подробного исследования – истинную проблему.
 
Идентификация альтернатив. Психолог и клиент вместе выясняют и открыто обсуждают возможные альтернативы решения проблем и находят такие варианты решения, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

Планирование. Происходит критическая оценка выбранных альтернатив решения и составляется план их включения в жизнь клиента. Прорабатываются сомнения, деструктивные мысли, осуществляется поиск ресурсов клиента, и прорабатываются возможности их использования.

Деятельность. Реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент получает поддержку и возможность корректировать свои действия с учетом текущей ситуации.

Оценка и обратная связь. На всех стадиях клиент вместе с консультантом оценивают уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и анализируют достигнутые результаты. В случае надобности – уточняют план решения. Если необходимо, исследуют вновь возникшие новые или глубоко скрытые проблемы, возвращаются и прорабатывают предыдущие стадии.

Эта модель помогает лучше понять, что из себя представляет психологическое консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и сложнее. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной модели.




Использованы материалы из книги Р.Кочюнас, ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (М.: "Академический проект", 1999)