Психология похудения

Все знают, как сложна борьба с лишним весом. Обратившись к психологу, можно выявить психологическую природу переедания, наличия лишнего веса и получить поддержку в обретении стройной фигуры. Работа с психологом включает разные психотерапевтические методы. Их выбор и применение зависят от причин возникновения проблемы и от цели, которую преследует клиент.

Кто-то стремится уменьшить свой вес, но совершенно не хочет работать с пищевой зависимостью в психотерапевтическом ключе. Другой - не желает регулировать чувства, связывающие его с телом (например, стыд), либо разбирать психологические причины своего переедания (отношения с близкими, детские травмы и прочее). Важно учесть все ограничения и найти возможный путь к решению вопроса. В сражении с лишним весом психолог поможет справиться с задачей без лишнего напряжения, жестких ограничений и срывов.

Предлагаю свою классификацию психологической работы с лишним весом. Она не претендует на научность и приведена в помощь клиенту, для лучшего понимания собственных задач и запроса к психологу.

Итак, уровни работы с проблемой лишнего веса:

                                                              

1. Волевой-строевой.

Разбираем с клиентом пищевые привычки, калорийность и питательность, время приема пищи. Ищем внешние и внутренние мотиваторы похудения. Внешними могут быть: похудение в команде с подружками, новое или любимое (школьное?!) платье, юбилейная дата или что-то еще. Внутренние: повышение самооценки, тренировка «мышцы достигательности», лучшее самочувствие, профилактика заболеваний и старения.

Психолог работает в режиме консультирования. Он помогает:

- поддерживать мотивацию;

- замечать успехи и обходить неуспехи;

- получать важную информацию (психология питания, психотелесные реакции и др.);

- понять ограничения, которые относятся к другим уровням;

- наладить контакт с телом;

- преодолеть ненависть к спорту и привить любовь к сырой моркови (почти шутка).

Психолог всегда поддержит при эмоциональных качелях – во время изменения режима питания и физической активности.

Такая работа с психологом приносит достойные результаты и даже мотивирует клиента менять качество своей жизни в целом. Однако следует учесть, что если проблема лишнего веса лежит глубже, то ее нужно прорабатывать на других уровнях.

 

2. Контекстный.

На этом уровне психолог совместно с клиентом рассматривает жизненный контекст, в котором живет клиент. Осознавание и изменение образа жизни тоже может решить проблему лишнего веса.

Пример. Выясняется, что клиентка работает на сидячей нелюбимой работе в женском коллективе. Рабочий день сопровождают горы булочек, конфет и растворимого кофе. Стресс-факторы: истеричное начальство и авралы, что приводит к нерегулярному питанию и ночным ужинам с алкоголем для снятия стресса. За пять лет работы в таком режиме у клиентки к трудовому стажу прибавилось 20ть килограммов стажа телесного. 

Решений несколько:

- собрать волю в кулак, и когда все коллеги с удовольствием сплетничают за булочкой, стойко отказываться;

- заразить коллектив похудением, нанять на фирму тренера и заниматься в обед;

- найти другую, любимую и более свободную работу.

Все эти изменения помогут снизить вес, потому что режим питания изменится автоматически, стресс-факторы уйдут, любимая работа добавит вкусовых ощущений и не придется заедать неудовлетворенность жизнью. 

На этом этапе работы психолог может помочь клиенту в:

- поиске решения;

- поиске внутреннего ресурса к изменению жизни (если клиент осознал необходимость этого);

- адаптации к новому образу жизни;

- решении задач из пункта 1.

 

3. Терапевтический.

На этом уровне клиент совместно с психологом погружается в истоки возникновения пищевой зависимости, осознавания ее особенностей и влияний на жизнь клиента.

Пример. Сценка в поезде. Молодая мама с лишним весом и пятимесячным младенцем. За все восемь часов движения поезда женщина встала со своего места только ради гигиенических процедур. Все остальное время она перекусывала. В арсенале были: конфеты, булочки, котлетки, семечки, йогурты, бананы, чипсики, вафельки…  все подряд и все вредное. 

Перерывы между перекусами были только на взаимодействие с ребенком, которое представляло собой в основном кормление. То есть на каждый писк младенца мамочка сразу давала ему бутылочку с едой, большая часть которой младенцем выплевывалась. Он был не всегда голоден и имел другие потребности, но мать воспринимала их только как голод. Собственно со своими она поступала точно так же. Эмоциональный фон пары был тревожный, хотя и мать, и ребенок выглядели здоровыми и благополучными. 

Что ждет этого ребенка? Он вырастет, воспоминания о подобном кормлении, эмоциях матери и собственных телесных ощущениях уйдут в прошлое, а привычка заедать любые эмоции, особенно тревожные, останется. И в более осознанном возрасте (3-5 лет) найдет еще большее подкрепление через вредные булочно-конфетные перекусы.

На этом уровне психолог помогает клиенту осознать подавленный / забытый / неосознаваемый эмоционально-телесный материал. Клиент вряд ли вспомнит событийный ряд своего прошлого, хотя такое тоже может быть, но свои телесные ощущения вспомнит точно. И эмоции, которые с этим связаны. Часто такого «перепросмотра» и осознавания вполне достаточно для изменения пищевого поведения.

Бывает, нужно идти дальше и корректировать пищевые выборы сознательно в настоящем времени. Дело может быть в сложных семейных установках, которые укоренились позже, в 5-7 лет, и влияют на пищевое поведение. Проработка такого психологического материала повысит эффективность изменения питания и занятий спортом. Результаты будут долгосрочными и устойчивыми.

 

В любом случае, какой бы уровень работы мы ни затрагивали, психотерапия и работа с психологом является огромным помощником людям, желающим решить проблему лишнего веса. Что ни говори о безусловной любви к себе, наша самооценка выстраивается и от телесного самоощущения, и от внешнего вида.

Вопрос не в том, чтобы соответствовать шаблонным модельным стандартам. Каждому просто приятно выглядеть стройно и молодо. Получать удовлетворение от своей телесной и жизненной активности. Чувствовать себя легким, способным внести в свою жизнь интересные события, путешествия. Заниматься спортом или активными развлечениями.

 

Елена Панкратова, психолог