Способы восприятия произведений искусства. From ordinary to deep.

Самый быстрый и привычный – субъективное нравится / не нравится. Мы смотрим на некое материальное проявление творца и согласно своему внутреннему представлению о гармонии, красоте, изяществе ранжируем сотворенное в одну ячейку или другую (обычно их только две). Бывает, и сам не объяснишь, почему понравилось или не понравилось. «Что-то в этом есть» - и все.

Следующий способ – системный. У системщика есть четкие критерии, он отличный критик, все сложит, разложит, ранжирует, опишет и даст характеристику. Даже чувствительную, эмоциональную, а бывает, и высокую, божественную сторону шедевра он может описать, сравнить, определить в нужную ячейку, предположить его будущую творческую жизнь.

Далее – коммерческий. Говорят, вкладывать деньги в произведения искусства – дело очень выгодное. Люди, которые это проделывают или обладают колоссальными знаниями и чутьем, или умеют правильно раскручивать на рынке то, что купили. А вероятнее всего, они и интуиты, и успешные коммерсанты.

И, наконец, феноменологический. Никаких оценок, шаблонов, ярлыков, систематизаций и ранжирования.  Восприятие произведения искусства чисто от налета материального и, одновременно, целостно и многомерно. Мы видим, чувствуем, ощущаем и пропускаем СЕБЯ по молекуле через произведение искусства.

Возникающие эмоциональное отношение и оценочные реакции (у нас этот процесс происходит автоматически) отслеживаются, и при отсутствии концентрации на них, свободно уходят в фон, освобождая место для более глубокого и тонкого восприятия. Если дать этому процессу течь через наше сознание, проявляется творческий и нешаблонный пласт: воспринимаемый феномен - есть место для появления «Я». И это «Я» может быть разным, неожиданным и новым.

Здесь возможно рождение не прочитанных у гуру, а своих собственных мыслей,   встраивание в личность чужого опыта, восторга, возбуждения, вдохновения от свободы, которая может стать своей. Тонкость восприятия еще не касается материального, нет действия, которое хотелось бы совершить. Но есть к чему и чем прикасаться бессознательному. Не тому бессознательному, которое проблематизировано в психотерапии, а самому феномену нашего существования, живого к живому.

И дальше, в другом измерении, произведение искусства начинает восприниматься как возможность чему-то научиться, что-либо понять о себе или о мире, дает пищу размышлениям о собственных поступках или творческой реализации себя в мире, и, самое главное, выстраивает возможности создать свое собственное творение.

 

Елена Панкратова, психолог