Радости жизни: ключи к замку с секретом

Елена ПанкратоваНа тему умения радоваться жизни написано множество статей. Авторы пишут правильные вещи, призывают наполняться светом любви и транслировать ее в пространство, замечать цветы, облака, приятные каждодневные мелочи, развивать в себе позитивное мышление. Порой, когда читаешь, даже проникаешься написанным, и последующие полчаса после прочтения живешь прекрасной жизнью, описанной в статье. Однако постепенно все возвращается на круги своя, рутинные дела и быт съедают внимание, а компьютер, еда, алкоголь и диван – остаются простейшими и самыми доступными способами расслабиться.

 

Через какое-то время человек начинает замечать, что удовольствия от жизни он совсем не получает, все стало серым и однообразным. На таком фоне рассуждения авторов о радостных пробуждениях в 5 утра или наполнении счастьем от лицезрения зеленых листочков выглядят или как издевательство, или как нечто совершенно нереальное.

Вероятно, замочек к радостной жизни, полной удовольствий и приятных впечатлений, имеет свои секреты. И вот некоторые из них.

1. Так как человек – существо древнее, а условия существования на земле довольно долго были трудными и опасными, то испытывать негативные эмоции (страх, злость) было необходимо для выживания. Приятные эмоции были просто бонусом или тоже необходимы для выживания вида (секс и удовольствие от насыщения пищей). Собственно, и причин для осознанной радости у человека было мало.

Во-первых, осознанных людей были единицы. Большинство же находились не на том интеллектуальном и материальном уровне, чтобы позволить себе быть осознанными. Во-вторых, жизнь состояла из сплошной работы и необходимости прокормить себя и свою семью. Для остановки, осмысления себя времени у человека практически не было. А если и появлялось, то находило свое отражение в творчестве. Кроме того, осознанность – это взгляд на реального себя, и даже в наше время информационной свободы и доступности многих благ на нее решаются не многие.

2. Умение радоваться жизни и себе живущему – это навык, который или привит в детстве, или нет. Если родители много и тяжело работали (опять же вернемся к пункту один), много ругали окружающую действительность, выражали вслух свои обиды на жизнь, были чаще уставшими, чем довольными, то откуда же у ребенка разовьется умение испытывать радость от жизни? При этом совершенно не важно, что будут родители говорить. Они могут рассказывать малышу, какое прекрасное будущее его ждет, и как он будет счастлив, но модель жизни, которую он видит в первые годы жизни, по степени влияния – намного значимее.

Все, что у него отложится благодаря воспитанию, это установки, что жизнь трудна, грустна, опасна, сколько ни работай, ничего не будет и так далее…Выходом здесь является инстинкт жизни ребенка, которым он может «перебить» установки родительской семьи и, конечно, психотерапия. С её помощью можно распознать у себя эмоции радости и удовольствия и научиться их чувствовать. Такая работа одна из непростых, но вполне результативных.

3. Принятие персональной ответственности за свою жизнь. Окей, мама не научила радоваться жизни, не додала того и этого... Что дальше? Конечно, можно зависнуть в своих детских обидах, посещать годами терапевта и недоперепроживать  отношение к матери. Если ходить по кругу своих обид, но без взросления и принятия личной ответственности на себя, ничего не изменится, кроме накапливающегося разочарования. Безусловно, клиент имеет право не взрослеть столько, сколько хочет, и сделать это, когда будет готов. Хороший терапевт это знает и будет сопровождать и поддерживать клиента в этом процессе, фрустрируя инфантильные порывы и поддерживая взрослые.

Однако, то что каждый может сделать для себя сам – это начать замечать свой образ жизни, свои доминирующие мысли и высказывания, направленность своего внимания. Замечать следует и эмоции, которые приносят все эти действия. А дальше постепенно, маленькими шажками, начать вкладываться в то, что приносит удовольствие и радость, пусть даже этой радости микрон. Если выделить приносящее радость не получается, то можно просто пробовать то, что есть прекрасного в этом мире и искать свое, а точнее сказать – себя. 

4. Здесь можно попасть в ловушку под названием – позитивное мышление. Часто умение радоваться жизни путают именно с этим понятием. Термин «позитивное мышление» оставим на суд авторов, его создавших, и многочисленных интерпретаторов, его использующих. На практике идет некоторая подмена понятий и позитивно мыслящий человек превращается в постоянно улыбающегося неадеквата, надевшего на себя розовые очки, который сидя на куче мусора и имея ворох проблем, продолжает самоотверженно восхищаться пением птиц.

В реальности от такой самоотверженности бывают психосоматические заболевания, аффективные эмоциональные разрядки и состояния, которые подпадают под диагнозы психиатров. Обычный здоровый человек не в состоянии долго игнорировать реальность и натягивать на себя искусственные эмоциональные состояния. Секрет лежит в умении видеть всю реальность без остатка и принять ее такой, какая она есть. Позволить себе быть настолько взрослым, чтобы  увидеть огромное разнообразие жизни, временность эмоций и событий, свободу выбирать, как и на что реагировать.

 

Безусловно, внешние условия влияют на наши самоощущения и формируют наш эмоциональный фон. Понятно, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Таким людям, как Стивен Хокинг, нужно приложить старание и обладать большим мужеством, чтобы радоваться своему пребыванию в мире, который с ними обошелся довольно жестоко без явных на то причин. Однако, не смотря на внешность, здоровье, материальные условия и прочие важные вещи, формирующие так называемое счастье, каждый из нас может и имеет полное право выбирать чувства, с которыми мы проведем время, отведенное нам на этой планете.

 

Елена Панкратова,

психолог, гештальт-терапевт

 

С этой публикацией можно ознакомиться также в журнале "Good-Psychologist" - по ссылке:

http://good-psychologist.info/9-stati/148-radosti-zhizni-klyuchi-k-zamku-s-sekretom