www.зависалово.com

В эпоху раннего Интернета компьютеры любили зависать. Теперь всё изменилось. Компьютеры уже почти не зависают, зато стали зависать в Сети сотрудники. В рабочее время, которое стоит дорого. Как же они успевают работать? О качестве их труда вообще говорить не приходится. Вы когда-нибудь видели выражение лица у человека, только что оторвавшегося от монитора, где он чатился пару-тройку часов? Такой сотрудник вряд ли сможет показать чудеса производительности или креатива.

Почему работники вдруг резко сменили приоритеты и стали стремиться в виртуальный мир?

Первое, и самое главное, что следует отметить: приоритеты «вдруг» не меняются. Если руководитель наивно думает, что сотрудники перестали работать только с появлением Интернет-сообществ, то он сильно заблуждается. Среднестатистический офисный работник тратит на саму работу около 4 часов стандартного рабочего дня. Не важно, есть у него Интернет или нет. Что же он делает в остальное время? Курит, пьет кофе, думает на отвлеченные темы, находится в прострации, переделывает ошибки, общается с коллегами, ругается с ними же, пытается понять очередное туманное распоряжение руководителя, переживает хронический стресс или пытается с ним справиться…

Работник целый день занят и безумно устает к концу рабочего дня. А тут такая возможность переключиться – общение с друзьями из детства, которое, чтобы там ни говорили политики, было почти счастливым.  

И «Интернет-зависимость» здесь ни причем, и конкретные одноклассники тоже. Важен сам факт ухода в другую реальность. Реальность, в которую можно проникнуть с помощью нажатия пары кнопок, без упорного труда, потения в спортзале или многолетнего обучения в вузе. У работников – это Интернет-сообщество, у домохозяек – сериалы, у детей – «квесты».

Теперь второе. Что делать руководителю? «Закручивать гайки»? Следить и наказывать? Не обращать внимания?

Рецепт банален: необходимо договориться. Это  предложение – уж поверьте моему профессиональному опыту – почти всегда является настоящим откровением, как для руководителей, так и для сотрудников. Успешный бизнес и успешная карьера более вероятны там, где имеются (и соблюдаются!!!) определенные прозрачные соглашения между трудом и капиталом. Там, где они сотрудничают, а не усугубляют известный антагонизм.

В частности, можно заранее договориться о том, как работники, замеченные в Сети «по личному», будут компенсировать затраты рабочего времени. Например, сверхурочной отработкой, дополнительными функциями, повышенным планом продаж или пониженной до нуля премией. Все по-честному.

Кстати, если руководитель и сам «кое-где у нас порой», то и с него тоже причитается. Время руководителя, не использованное на управление компанией, не оплачивается. Так будет не только честно, но и справедливо. Дурной пример – он и в Африке заразителен. Если руководитель не занимается своими прямыми должностными обязанностями, то и с работника какой спрос? А если руководитель думает, что он заперся у себя в кабинете, и никто не знает, чем он там занимается, это еще одно горькое заблуждение. Знают. Наблюдают и копируют.

Одинаковых для всех, универсальных договоренностей нет. Все зависит от типа работников и характера выполняемой ими работы. Для дизайнера и менеджера по продажам условия разные. Понятно, что результатом работы конструктора будет грамотный проект, сданный в срок, а продавца-консультанта – качественный процесс обслуживания и объемы проданного товара.

Иными словами, если речь идет о творческих «свободных» профессиях, определите общие правила работы, сроки и оценивайте результаты труда. Какая вам разница, находился ли работник целый день под присмотром в офисе? Он же не звонки принимает, а дизайн-проект делает. И какой толк от сотрудника, который верно сидит на офисном стуле, но ни одну работу не сдал вовремя?

Есть масса профессий, в которых просто необходимо постоянно расти: общаться с коллегами, читать, отслеживать новинки. А где это проще делать сегодня? В Интернете, конечно. Не проводить же все рабочее время в библиотеке.

Для сотрудников, которые обеспечивают сам рабочий процесс (офис-менеджеры, операционисты, секретари и др.), условия будут другими: четкие функции, правила трудового распорядка и стандартные критерии оценки. Если же сотруднику для выполнения его работы не нужен Интернет, то и не надо его подключать только потому, что у вас «безлимитка». Избыток технических ресурсов – результат неправильной организации труда. Реальный факт, подмеченный в одном из офисов по продажам обычных дверей: на стене висит огромная плазменная панель и домашний кинотеатр – в придачу. Комментарии, думаю, излишни.  

Еще такой важный момент, требующий отдельной статьи. Посмотрите внимательно на свою компанию «со стороны». У вас часто все делают всё, хаос в задачах и бизнес-процессах, пятиминутки затягиваются на три часа и на них все равно ничего не решается? Вы считаете своих работников лентяями, а их зарплата зависит только от вашего настроения? Подчиненные думают, прежде всего, о том, как бы угодить и оправдаться, но не о том, как выдать результат? В таких условиях требовать от них прекратить сидение в Интернете – это пустая трата времени.

Для окончательной победы над бесполезным времяпровождением в Сети в течение рабочего дня предлагаем сделать следующее:

- поставьте перед коллективом четкие задачи;
- правильно мотивируйте на хорошую работу, успешное сотрудничество, профессиональный рост;
- почаще наполняйте рабочий процесс интересными событиями;
- адекватно оценивайте и поощряйте необходимые результаты;
- превратите работников в соратников.

Тогда зависать в Сети будет некогда, да и незачем. Реальная офисная жизнь вдруг станет прекрасной и удивительной. Без виртуальных друзей и подружек.

 

Елена Панкратова, психолог, бизнес-тренер

 



Опубликовано в журнале "ЛУЧШАЯ ЖИЗНЬ", октябрь 2008 г.