Неправильная корпоративная диета

Экономическая ситуация складывается так, что необходимо переходить на новый режим: удержание результата и экономия. Чем-то похоже на диету, не правда ли? Хорошая диета – когда мало калорий, но достаточно разнообразия и питательных веществ. Она избавляет от жировой прослойки, но обеспечивает организм энергией, а клетки – строительным материалом. Такая диета не останавливает функционирование организма, но наоборот – делает его проще, чище и эффективней.

Представьте, что было бы, если бы худеющая особа вдруг вообще перестала есть? Или начала страдать по поводу своего веса, сидя на диване с пончиком в руках? Или отказалась от какого-то определенного продукта – просто так, без всяких на то оснований?

Интересно, что в такое же абсурдное голодание, только корпоративное, энергично включились многие предприятия. А действительно, ведь на самом деле самое «лучшее» решение в данной ситуации – это уволить недовольных и несимпатичных, на 30% поднять цены на свою продукцию, а когда товарооборот совсем остановится, запустить дорогостоящую рекламную кампанию и сделать распродажу, опустив цены на те же 30 процентов. Да, еще надо не забыть впасть в любую форму депрессии всему топ-составу компании, постоянно обсуждать кризис, и каждые полчаса нервно заглядывать в изрядно опустевший сейф с кассой.

Не утруждая себя, порой годами, экономическими расчетами и простейшим стратегическим планированием, легко вдруг обнаружить на своем предприятии массу людей, которых, оказывается, можно уволить. Эти люди не только не создают ВНП, но и уменьшают его своей имитацией деловой активности. Если так сразу нашли, кого следует уволить, значит, эти работники на самом деле и до кризиса не очень-то требовались предприятию. Или они принимались на работу с учетом перспективы какого-либо «виртуального роста». Странно, что внимание на них обратили только в период настоящего осознания реалий экономической ситуации. Хотя планирование роста и развития компании, основанное на статистике рынка и внутренних целях компании – это первейшая задача главнейших лиц.

Директор начальнику отдела кадров:
- Принесите личные дела сотрудников.
Начальник отдела кадров приносит.
Директор выбирает наугад несколько папок:
- Этих уволить.
Начальник отдела кадров удивленно:
- За что?
Директор:
- Не люблю неудачников!

А чем заняты оставшиеся счастливчики? Офисные – обсуждением кризиса и глубокомысленными вздохами от «когда же это закончится» до «надо переждать», фронтовые (продавцы и консультанты) – играми в прятки от телефона или от покупателей в торговом зале. «К нам никто не заходит, к нам никто не звонит!» - вот дежурный ответ менеджера по продажам. Как будто нет ни полок в книжных магазинах, ни сайтов, забитых литературой по активным продажам. Как будто вялый голос по телефону или сонный вид когда-либо помогал что-то продать. А, тем более, сейчас.

Такое впечатление, что единственная цель, которая их держит на рабочих местах – это необходимость сплавить залежавшийся еще с позапрошлого года и непомерно подорожавший товар. Иногда в промежутках между вздохами, кофеем, курением, нагоняем от начальства удается поработать, но опять же по-старому, самозабвенно включившись в хаосные корпоративные и межкорпоративные коммуникации. И многие считают такое поведение единственно возможным.

Интересно, что «неправильная» компания вместе с ее не в меру живыми сотрудниками в это время активно ищет новые рынки сбыта, разрабатывает новые товарные позиции,  придумывает интересные акции для привлечения покупателей, оптимизирует расходы и рекламную политику.

«Неправильный» собственник знает, что в любой компании до 100 % составляют неоптимизированные расходы на неэффективные коммуникации между сотрудниками, запутанную схему документооборота, исправление своих и чужих ошибок, работу «вручную», неорганизованные бизнес-процессы.

Пока нет полной рабочей загрузки, текучка не заела мозг, самое время навести порядок на собственном предприятии, используя ортодоксальные традиции фен-шуй и научного менеджмента, то есть упорядочить деятельность и расставить все и всех по местам. Сопротивление, которое обычно присутствует у сотрудников, когда их пытаются стимулировать к активной работе по правилам, в данном случае будет равняться нулю, так как ситуация на рынке труда не простая. Или работаем по-другому, или не работаем вообще.

Знаете, что такое непродуктивные расходы? Есть очень жизненный пример. На одном предприятии продавец-консультант еженедельно приезжал на центральный склад за товаром, тратя при этом около 4-х часов. Зачем он это делал? Чтобы контролировать водителя и скорость машины («…а вдруг побьется хрупкий продукт»). Учитывая, что в данном случае контроль не нужен, эта функция оплачивалась директором дополнительно, а в это время работник не продавал, то есть не приносил компании ни копейки прибыли.

Такое использование трудового ресурса можно отнести к непродуктивным расходам. Если перевести это во временной эквивалент, то получится, что работник не занимался продажами около 200 часов в год. А если перевести в деньги, сколько он в это время не обслужил покупателей и не продал товара, то окажется, что на его содержание собственник еще и доплачивает из своего кармана.

Хорошенько присмотревшись к работе любой компании, «грамотных» экономических решений можно найти на две годовых прибыли.

«Неправильный» сотрудник тоже в нынешние времена не сидит без дела. Он делает карьеру. Ведь наверняка в любой думающей голове частенько всплывали мысли типа «а если бы я руководил компанией, то я бы…». Все знают, как воспитывать чужих детей и руководить чужой компанией. Это шанс. А слабо разработать антикризисный план и представить его шефу? Естественно, одну из ведущих позиций в его реализации будет занимать разработчик. Ну, а не получится – ничего. Вдруг шеф не захочет или даже если провалится весь план, так хотя бы время можно хорошо провести, и не будет повода упрекнуть себя за бездействие.

 

Елена Панкратова, психолог, бизнес-тренер